Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова

«Пламенные младенцы»: климовский крестный ход (Белохолуницкий район Кировская область)

#ОНКН
#КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ_ПРАКТИКИ_В_НАРОДНОЙ_КУЛЬТУРЕ
#ПОЧИТАНИЕ_СВЯТЫХ_МЕСТ_И_ПРЕДМЕТОВ

«Пламенными младенцами» в традиции Белохолуницкого района Кировской области называется крестный ход, который ежегодно проходит между городом Белая Холуница, Климковским заводом и селом Елёво.

Культ «пламенных младенцев» сложился в округе села Елёво Слободского уезда Вятской губернии в конце XIX века и довольно быстро стал широко известным за пределами уезда.

В основу культа «пламенных младенцев» легло событие, случившееся 2/15 февраля 1883 г. В этот день в многодетной семье Ворониных произошла страшная трагедия. Глава семейства Георгий зарубил топором, а потом сжег тела младенцев, Дмитрия, Илии и Василия, в пламени топившейся печи. В ряде источников отмечается, что причиной этого дикого поступка был голодный плач детей, который повлиял на то, что отец «помутился рассудком». Однако существует и другая версия событий. Георгий Воронин совершил  преступление в отношении своих малолетних детей «из-за нерадения». Будучи главой семьи, он был ленив, не хотел трудиться, заставлял жену и старших детей собирать милостыню. Когда в семье возникла проблема с пропитанием, он решил её «простым» способом – убил топором, а затем сжег своих младших детей в топке печи. Трагедия случилась, когда мать с двумя старшими сыновьями, Григорием и Кириллом, ушла в Климковский завод просить милостыни, а дочь Мария повела к роднику корову. Согласно распространенным в Белохолуницком районе представлениям считается, что когда отец бросил детей в огонь, из печи вылетели три голубя.

Со временем невинных младенцев Ворониных, погибших от рук нерадивого отца, стали почитать как мучеников. И места, связанные с их жизнью и гибелью стали посещать паломники.

Считается, что почитание младенцев началось с того, что у местного священника, возвращавшегося домой, понесла лошадь, и он дал обет отслужить по младенцам панихиду, после чего лошадь усмирилась. А священник, собрав прихожан, отслужил панихиду на могиле. Постепенно стала распространятся информация о том, что «сожженные младенцы помогают от болезней, если только им помолиться».

Через некоторое время после описываемых событий на местах, связанных с жизнью и смертью детей, были сооружены три часовни. Одна в починке Подгорском, где жили убитые дети, другая на Манигоре под Климковкой над родником и еще одна над захоронением в ограде Спасской церкви Климковского завода. Первой была часовня в ограде Спасской церкви. Её впоследствии стали называть часовней «Пламенных младенцев» и к ней началось массовое паломничество. С течением времени священник елёвской церкви на месте сожжения младенцев также выстроил часовню и вырыл около нее колодец. Паломничество началось и ко второй часовне, приходящие богомольцы брали из колодца святую воду, а из-под самой часовни брали землю, которую также уносили с собой. Наконец, третью часовню построили около Климковского завода в деревни Шабалята. Около часовни из ручья била вода, отведенная по желобу в колодец. Кроме того, у церкви в селе Елёво росла елка, которая называлась «святой» и исцеляющей больных от зубной боли. У этой елки священники устраивали молебствия.

В память об убийстве детей отцом была написана икона «Пламенные младенцы» с изображением святых Василия, Дмитрия и Илии, чьи имена носили дети. Первое время она размещалась в часовне деревне Починка, потом была перенесена в церковь свв. Петра и Павла в селе Елёво. На оборотной стороне иконы начертано: «Икона сия написана в знакъ памяти сожженныхъ младенцевъ въ печи дома 2 февраля 1883 года отцомъ крестьяниномъ Георгиемъ Ивановымъ Воронинымъ въ починке Подгорскомъ Петропавловского прихода Дмитрий 7 летъ, Илия 4 летъ, Василий 2 летъ».

Считалось, что молитва перед этой иконой, способствовала поискам пропавшего скота.

Архивные материалы свидетельствуют, что  когда о случившейся страшной трагедии в семье Вороновых узнали крестьяне близлежащих поселений, то «будучи по вере христианами, не осудили помутившегося рассудком отца убиенных детей. Рассудив по-христиански, каждый укорил себя в грехах, от которых бывают подобные страшные последствия». 

С благословения иерархов Церкви жители окрестных деревень стали ходить крестным ходом с покаянием за грех детоубийства. Эти крестные ходы были приурочены ко дню тезоименитства одного из младенцев, которого звали Ильей и совершались 2 августа в Ильин день (День памяти Пророка Илии).

Продолжительный период икона, называемая «Пламенные младенцы» находилась в храме села Елёво, которое располагалось в 12  километрах от Климковки. Это село было известно со второй половины XVII века как центр вотчины Вятского архиерейского дома. После освящения в селе храма во имя Петра и Павла Елёво стало называться  селом Петропавловским.   Богослужения в память о «пламенных младенцах» в храме этого села стали посещать верующие из других приходов Вятской губернии. Они утверждали, что после молитв возле иконы «Пламенных младенцев» свершались чудесные исцеления.

В годы советской власти храм села Петропавловское был разорен и закрыт, а село снова переименовано в Елёво. В настоящее время его уже нет, однако храм  во имя Петра и Павла, хоть и в полуразрушенном виде, сохранился. В советский период крестные ходы запрещались, но стихийное движение паломников к часовням и колодцам не прекращалось. В 1962 году был окончательно запрещен Климковский крестный ход и после чего почитание культа «пламенных младенцев» сохранялось только как календарная обрядовая практика. Были разрушены и часовни, колодец засыпали и перепахали. При разорении храма  икону удалось спасти одной из прихожанок церкви, которая передала её своей племяннице с наказом вернуть «Пламенных младенцев» в Елёвскую церковь, когда та будет восстановлена.

До 1994 года икона находилась на сохранении у Елизаветы Комкиной. Она передала икону в храм Всех Святых в городе Белая Холуница, где святыня находится в настоящее время. С 1995 года в этом храме ежегодно служат молебен, посвященный «Пламенным младенцам». В настоящее время Елевкая церковь поругана и бездействует, но местные жители ее почитают, молятся у заброшенных стен или внутри храма.

Сохранилась и Спасская церковь на территории Климковского завода, в ограде которой находится могила «пламенных младенцев». В настоящее время это место является одной из остановок крестного хода, где служат панихиду.

В настоящее время на Манигоре  и на месте, где раньше находилась изба Ворониных, установлены кресты для поклонений. Здесь также во время крестного хода останавливаются паломники и происходят службы.

Считается, что во всех знаковых местах происходят чудеса. Так, во время первого, после запрещения, крестного хода в момент крещения еще некрещенных до этого дня местных жителей у святого источника на небе появилось три радуги.

Первоначально крестный ход был сугубо локальным – в нем участвовали лишь жители северо-востока и центра Кировской области, но со временем популярность росла. И в настоящее время в крестном ходе принимают участие представители «прихрамовой среды» со всей России.

Младенцы-мученики не канонизированы, поэтому в Климкинском крестном ходе несут иконы их небесных покровителей: Димитрия Солунского, пророка Божия Илии и Святителя Василия Великого. Согласно традиции Русской Православной Церкви крестные ходы начинаются и завершаются в одной точке. Считается, что только тогда сатана «будет взят в кольцо». Линия кольца Климковского крестного хода проходит через село Елёво. Здесь в церкви апостолов Петра и Павла, были крещены замученные младенцы, хранилась икона их небесных покровителей. Затем починок Подгорский – место гибели мальчиков, здесь был их дом. Потом Манигор с целебными, очистительными водами, которые никогда не замерзают. Здесь служится молебен с водосвятием, совершается омовение на Пантелеймоновом источнике.

Возрождение Климковского крестного хода произошло в 2000 году.   Он проходит ежегодно  со 2 по 5 августа. Его протяженность около 90 километров. Его участники проходят по следующему маршруту: Белая Холуница – Калабино – Голяки – Зорино – Климковка – Манигор – Елёво – Подгорский – Елёво – Манигор – Климковка – Белая Холуница. В день начала крестного хода во Всехсвятской церкови города Белая Холуница совершается Всенощное бдение и ранняя Божественная литургия. После молебна Всем Святым участники крестного хода отправляются в путь. В деревне Калабино служится молебен Святителю Николаю. Далее в деревне Голяки проходит панихида по воинам. В село Зорино совершается молебен православным святым Василию Великому,   Илье Пророку и Димитрию Солунскому. После этого крестный ход двигается дальше и у развилки дорог паломники совершают молебен пророку Илие. Когда участники крестного хода подходят к река Рыбной, то в этом месте служат молебен Василию Великому. Ранним утром следующего дня паломники входят в Климковку, где служится божественная литургия архиерейским чином. Затем все идут к часовне «Пламенных младенцев», где служится панихида и происходит водосвятный молебен архиерейским чином на источнике Божией Матери «Казанская». 

Следующей остановкой крестного хода становится село Елёво, где у стен храма служится молебен с акафистом святым апостолам Петру и Павлу, а также лития на могиле священника Марка, всем священникам на Вятской земле служившим. После этого участники крестного хода двигаются в поселок Подгорский, где в часовне проходит панихида «Небесных покровителей». Затем рядом с бывшей деревней Созинцы на берегу реки служат молебен преподобному Трифону Вятскому.

Затем крестный ход двигается на Манигор, где у источников служат молебен трем святым и совершают омовение. У установленных там крестов совершают молебен с акафистом Почаевской иконе Божией Матери, панихиду пламенным младенцем и три молебена: пророку Илие,   Василию Великому и Димитрию Солунскому.

После этого крестный ход двигается к деревне Шитово, не доходя до которой на поляне в лесу служится молебен Всем Святым, а затем у моста

молебен пророку Илие. В деревня Шитово у чЧасовня святителя Николая Чудотворца служится молебен. И крестный ход возвращается в Белую Холуницу, где в Воскресенской церкви служится благодарственный молебен.

Вся  работа по сохранению и развитию обряда в настоящее время проводится  Вятской епархией РПЦ. Смысл самих крестных ходов и почитания «пламенных младенцев» немного осовременился. Теперь они более популярны среди женщин, сделавших аборт и замаливающих свой грех, или молящихся за детей, убитых во чреве матери. Согласно догмату РПЦ, климковские «пламенные младенцы» имеют ниспосланную Богом благодать молиться за души невинно убиенных в утробе детей, потому что сами были невинно убиты.

Паспорт объекта и справочная информация

1. Наименование объекта: «Пламенные младенцы»: Климковский крестный ход (Белохолуницкий район Кировская область)

2. Краткое описание Культ «пламенных младенцев» сложился в округе села Елёво Слободского уезда Вятской губернии в конце XIX века и довольно быстро стал широко известным за пределами уезда. В основу культа легло событие, случившееся 2/15 февраля 1883 г., когда   Георгий Воронин зарубил топором, а потом сжег тела младенцев Дмитрия, Илию и Василия в пламени топившейся печи. Со временем невинных младенцев Ворониных, погибших от рук нерадивого отца, стали почитать как мучеников. И места, связанные с их жизнью и гибелью стали посещать поломники. В память о событии была написана икона «Пламенные младенцы» с изображением святых, чьи имена носили дети. Первое время она размещалась в часовне деревне Починка, потом была перенесена в церковь свв. Петра и Павла в селе Елево. С благословения иерархов Церкви жители окрестных деревень стали ходить крестным ходом с покаянием за грех детоубийства. Эти крестные ходы были приурочены ко дню тезоименитства одного из младенцев, которого звали Ильей и совершались 2 августа в Ильин день. В советский период крестные ходы запрещались, но стихийное движение паломников к часовням и колодцам не прекращалось. Вся  работа по сохранению и развитию обряда в настоящее время проводится  Вятской епархией РПЦ. 

3. ОНКН Категория Конфессиональные практики в народной культуре. Почитание святых мест и предметов.

4. Этническая принадлежность: русские

5. Конфессиональная принадлежность: православие

6. Язык: русский

7. География, место бытования: Кировская область Белохолуницкий район

Служебная информация

1. Автор описания: Чепурная Ольга Николаевна, методист отдела народного творчества, тел.: 8(83332) 36-24-31, КОГАУК «ОДНТ», электронный адрес: katalog-onkn@mail.ru

2. История выявления и фиксации объекта:

О Климовском крестном ходе писали местные краеведы в конце XIX в. Наиболее полным описанием истории крестного хода являются работы П. Злобина.

3. Библиография

1. Злобин, П. С. Народно-православный культ мучеников «Пламенных младенцев» на верхней Вятке // Антропология. Фольклористика. Социолингвистика. СПб., 2013. С.19-22.

2. Злобин, П. C. «Пламенные младенцы»: мифо-ритуальные параллели образа и мотив «Дети в печи» // Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Кировской области. Киров, 2013. С. 151-156.

3. Пересторонин, Н. Манигорская купель /Николай Пересторонин // Вятский край. - 2007. - 13 февраля (№ 29). - с. 6

4. Хрулёва, В. Смотритель Манигора // Холуницкие зори. - 2007. - 2 января

5. Порошин, И. К «Пламенным младенцам» - с покаянием // Холуницкие зори. - 2001. - 9 августа

6. Порошин, И. Возрождение традиции. - Холуницкие зори. - 2000. - 22 июля

7. Солонинина, Е. «...Да спасение получим вашими молитвами...» / Елена Солонинина. - Холуницкие зори. - 2007. - 6 февраля

8. Дерябин, И. Чудеса «пламенных младенцев». - Холуницкие зори. -1998. - 1 августа

9. Порошин, И. В. Откуда мы родом?: из истории сельских поселений Белохолуницкого района Кировской области / И. В. Порошин; Слободское региональное объединение краеведов «Уезд». Альманах № 3. - [Слободской], 2001. - 96 с.: ил

10. Баталова Н. Молодёжный крестный ход [Электронный ресурс]. URL: http://www.eparhiya-urzhum.ru/

11. Климковский крестный ход [Электронный ресурс]. URL: http://www.eparhia-vtk.ru/eparchy/news/425/

12. Маркелов А. В. Об искажениях, которые принимает крестный ход к «Пламенным младенцам» [Электронный ресурс]. URL:http://rusk.ru/st.php?idar=105013

13. Чудиновских Е. Пламенные младенцы [Электронный ресурс]. URL: http://gaspiko.ru/html/elevo

8. Дискография

9. Фильмография

1.Фильм «Климковский крестный ход в Белой Холунице» https://www.youtube.com/

2. Фильм «Пламенные младенцы» (Автор: Андрей Романов)

Романов А. Пламенные младенцы // ГТРК-Вятка. 5 августа 2009. http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/7302-plamennye-mladency.html

I. Фото

1. Иконна «Пламенные младенцы». https://slav-drevnosti.livejournal.com/111070.html

2. Крест на могиле «Пламенных младенцев».

3. Петропавловская церковь, урочище Елёво. Архитектор В.М. Дружинин. 1907 г. Автор фотографии Д. Лоптев. http://sobory.ru/article/?object=24308

4. Петропавловская церковь, урочище Елёво. Архитектор В.М. Дружинин. 1907 г. Фотография из книги Игоря Владимировича Порошина "Откуда мы родом?" http://bhgorod.ru/zhitie/byloe/iz-istorii-sela-elevo.html

5. Святой источник Пантелеимона Целителя находится на Манигоре. http://news.xn--80ady5a5d.xn--p1ai/society/manigor-svyatoy-istochnik/

6. Подготовка к службе в Петропавловской церкви. https://hramvoskreseniya.ru/molodezhnyj-krestnyj-hod-k-plamennym-mladentsam/

7. Источник Пантелеймона-целителя на Манигоре. Фото https:// bbdad. livejournal.com

8. Источник Пантелеймона-целителя на Манигоре. Фото https:// bbdad. livejournal.com

9. Вид на Климковский завод и Спасскую церковь, в ограде которой находится могила «пламенных младенцев». Фотография начала ХХ в. https://rodnaya-vyatka.ru/places/7332