12 ноября в Центре культуры народов России состоялся Всероссийский круглый стол по теме «Тюркская этика: традиция и современность». Мероприятие прошло на платформе ZOOM.
В работе круглого стола приняли участие тюркологи, востоковеды, эксперты, ведущие специалисты из республик Алтай, Хакасия, Дагестан, Татарстан, Башкортостан, Омской области, Пермского края и г. Москвы.
Участников онлайн-мероприятия приветствовала заместитель директора Государственного Российского дома народного творчества им. В.Д. Поленова Дукачева Людмила Владиславовна, которая отметила актуальность темы и подчеркнула, что ядром любой традиционной культуры любого народа, этноса не только Российской Федерации, но и мирового сообщества является нравственно-этическое составляющее, что традиционная культура является основным аспектом воспитания подрастающего поколения.
Модератором выступила кандидат культурологии, эксперт по культуре тюркских народов Центра культуры народов России Е.О. Такаракова. В своем выступлении Евгения Олеговна рассказала, что тюркская культура складывалась под влиянием многих факторов – природных, исторических, социальных и других. Но несмотря на это их культуры объединяют такие черты как: неразрывная связь с природой, открытость, воспитательный характер народной культуры и взаимодействие с другими народами. Шакурова Фания Ахнафовна, к.ист.н., представитель региональной общественной организации «Курултай башкир Москвы» раскрыла в своем докладе общие черты семейных ценностей, рассказала об отношении к труду и способах взаимодействия среди тюркской молодёжи.
В процессе обсуждения, были раскрыты основные аспекты этических канонов тюркских народов в эпоху глобализации. Интерес у участников вызвал доклад об экологическом воспитании челканцев, коренных малочисленных народов, компактно проживающих на территории Республики Алтай, к.пед.н., ведущего специалиста Института системного программирования РАН О.Н. Пустогачевой. Оксана Николаевна рассказала о словах запретах, которые по сей день бытуют не только у челканского народа, но и всех других тюркских народов. О трансформации и адаптации алтайской традиционной этики в современный период, рассказала д.филол.н. Садалова Тамара Михайловна. О вопросах мировоззрении хакасов, в своём докладе представила д.филос.н. профессор кафедры философии и культурологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Анжиганова Лариса Викторовна. О сохранившихся традициях гостеприимства и куначества у кумыков рассказала к.филол.н., Заслуженный учитель Республики Дагестан Мусаева Руганият Атаковна. Алмазова Лейла Ильдусовна, к.филос.н. доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений Казансокго (Приволжского) федерального университета рассказала о деятельности татарских мыслителях XIX века, которые изучали вопросы этических канонов этого периода. Она отметила, что духовное наследие прошлого свидетельствует о наличии богатейшего социально-философского пласта в татарской культуре, содержащего непреходящие ценности. О народном искусстве народа саха, рассказала директор Национального Центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» Я.В. Игнатьева. Яна Викторовна отметила, что на данный момент в Республике Саха (Якутия) наблюдается рассвет культуры народа саха и выражается это в работе с народными мастерами, создании художественных центров, возрождении забытых этнических традиций.
В последнем блоке работы круглого стола были представлены проекты по изучению и сохранению историко-культурного наследия тюркских народов России, среди которых:
- «Народы и культуры»: к истории создания тома «Ногайцы», к.ист.н., ведущий научный сотрудник отдела этнологии и искусствоведения народов Карачаево-Черкессии Института гуманитарных исследований Зинеева Заида Залимхановна;
- «Учебное пособие: литература тюркских народов России», к.филол.н., доцент кафедры русистики Московского автомобильно-дорожного государственного университета Сафина Лилиана Михайловна и к.филол. н., доцент кафедры Русской литературы XX-XXI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета Шаряфетдинов Рамиль Хайдярович;
- «Межрегиональный форум казахской молодежи России «АЛГА - авангард лидеров гражданского актива», к.ю.н., старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Ашенова Торгын Мухамедьяровна;
- «Фестиваль тюркской истории и культуры», член Московской кумыкской организации «QUMUQLAR», журналист Салахбеков Руслан Назимбекович;
- «Формы организации национально-культурной деятельности по развитию казахской культуры на примере Омского региона», магистрант кафедры истории и этнологии Омского государственного университета, председатель Омской региональной общественной организации «Казахи Омска» Елеутаев Куаныш Жолдасбекович.
В заключении эксперт по культуре тюркских народов, Евгения Олеговна, отметила, что в связи с новой культурной политикой в России, а именно с возрождением традиционной культуры народов, проживающих на этой территории нематериальное наследие, признается одним из важных элементов духовной архаичной картины мира. Роль при этом играют сведения, получаемые в результате анализа фольклорных материалов. Фольклор в этом случае является незаменимым источником историко-культурного исследования. Традиционная культура тюркских и других народов России – это важный источник духовно-ориентированных моделей развития, внутри этой среды формируются духовные ориентиры общества, существует система историко-культурных ценностей.