Материалы, о которых пойдет речь, записаны во время фольклорно-этнографических экспедиций по Камчатскому краю в период с 2009 по 2016г.г. В национальных селах, мы пытались определить состояние обрядовых праздников и получить представление о бытовании повествовательной традиции.
Анализируя собранный за шесть лет материал, можно сделать вывод, что на традиционные обряды хозяйственно-бытового цикла уже не встречаются, в том виде, в каком они бытовали раньше. В настоящее время они трансформировались в массовые праздники, часто с включением в них основных обрядовых звеньев.
ЗАМАНИВАЕМ РЫБУ В РЕКИ
Среди календарных обрядов неплохо сохранился обряд «Первой рыбы». О нем имеются сведения известного ученого И.С. Гурвича и В.Н.Малюковича, наблюдения которых относятся к 60-м -70-м годам XX века.
Наши информанты (в возрасте от 60 лет) неоднократно рассказывали нам о том, как проводился этот обряд во времена их детства. Начинался он, когда только появлялась первая рыба в реке. В разных уголках нашего края это может быть и в конце мая, в течение всего июня и даже в августе. Форма данного обряда у береговых и кочевых коряков отличается, а также есть свои особенности в разных населенных пунктах. Но смысл всегда один и тот же – магическим способом заманить рыбу в реки, чтобы обеспечить её добычу в течение летне-осеннего сезона.
В июне 2014 года нами был зафиксирован обряд в Карагинском районе в селе Тымлат и п.Оссора. Его проводили старейшины на своих рыбалках. В с.Тымлат в обрядовых действиях участвовали дети, юные артисты ансамбля «Маклал'у».
Участники коллектива очень внимательно следили за всеми действиями старейшины, Уваровой Дарьи Павловны, обращали внимание на то, как она плела косичку из зеленой травы, которая была собрана ими на берегу реки. Дарья Павловна вплетала в эту косичку голову и жабры первой пойманной рыбы и приговаривала: «Ой-ой-ой, рыбу разную начинаем тянуть. Очень много рыбы начинает делаться, никак не собрать её в кучу, много рыбы. Девушки рыбе прям, танцуют, прямо на берегу, потому что радуются пище, еде радуются. Спасибо пришла! Оча-а! На самом деле спасибо! Оча-а, оча, оча! Спасибо, рыба пришла!». После того, как обрядовая косичка была готова, все присутствующие на обряде, танцуя и исполняя родовые мелодии, подошли к воде. Затем старейшина бросила косичку в воду и потащила ее против течения реки. Это символическое действие означало заманивание рыбы в реку, чтобы это рыбное богатство всегда сопровождало жизнь коряков.
В с.Оссора обряд прошел на рыбалке Роковав Лидии Ивановны. Вместе с Голиковым Савелием Васильевичем и Апполон Еленой Кондратьевной они провели обряд на берегу реки Оссорка (или 1-я речка).
Лидия Ивановна и Елена Кондратьевна собрали траву, уже появившуюся на берегах речки, и начали плести косичку, вплетая туда голову рыбы. При этом приговаривали: «Ой, как много рыбы попалось…» .
В с.Карага этот обрядовый праздник уже не проводят, но информанты рассказали нам о том, что раньше в их селе тоже проводили обряд «Первой рыбы». Пожилые женщины разделывали первую, пойманную рыбу, и скелет ее с головой и хвостом привязывали к веревке из травы и тянули по воде, приговаривая, чтобы рыба заходила в речку, благодарили ее.
В декабре 2014 года наша группа вновь побывала в Карагинском районе, но уже в оленеводческом звене около закрытого селения Рекинники. Один из оленеводов поведал нам об обряде, о котором ему рассказала мама. Когда рыба долго не заходила в реку, то обряд делали со шкурой нерпы. К косичке из травы закрепляли нерпичью шкуру, бросали ее в воду и тащили против течения реки. При этом говорили, чтобы нерпа загнала рыбу в реку. Данный промысловый обряд мало записывался, а, следовательно, и не изучался. Так, в дореволюционных изданиях, имеющие отношение к культуре коренных жителей Камчатки, он не встречается.
Наши записи подтверждают, что он был у ительменов и коряков разных групп, которые занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Наблюдения, сделанные во время указанных экспедиций, позволяют сделать выводы: обрядовые действия во всех местах, где мы работали, повторяются. Это одни и те же ритуальные действия: изготовление веревки из травы, вплетение в нее головы, жабр, икры рыбы. Встречаются и варианты (с.Тымлат Карагинского района), где плетут еще и венок с цветами ягод княженики, чтобы рыба шла на приятный запах. Хорошим знаком было, если веревку тянули беременные женщины (это, по представлению коряков, способствовало хорошим родам).
ЧЕСТВУЕМ ОЛЕНЯ
Большой удачей для нашей экспедиционной группы было посещение оленеводческого звена, находящегося на западном побережье Камчатки, недалеко от закрытого селения Рекинники. Нами был зафиксирован обряд оленных коряков «Мӈэангыт».
Решение о дате праздника принимает человек, являющийся хозяином оленьего стада, если это частный табун. Если это предприятие государственного уровня, то решение принимает звеньевой бригадир. Как нам объяснили информанты, провести «Мӈэангыт» — это отдать дань уважения оленю, самому важному животному для коряков.
В проведении этого обряда сохранился комплекс магических действий: ритуал «инэлвэт» (кормление огня), добывание «нового» огня из домашнего охранителя (гычгыя) и жертвоприношение. Эти обряды еще продолжают бытовать в культуре коренных малочисленных народов Камчатки, связанных с оленеводством, но их сакральная сторона постепенно утрачивается. С уходом старейшин рода, семьи, полный комплекс обрядовых действий забывается.
У оленных коряков праздники насыщены спортивными состязаниями. Это и гонки на оленьих и собачьих упряжках, метание чаута, национальная борьба, бег с палкой, бег на «лапках» (лыжи), прыжки через нарты и т.д. И в этот раз оленеводы решили посостязаться в гонках на оленьих упряжках.
Пока участники соревнований тронулись в путь со старта, в это время женщины внесли в жилище голову оленя с рогами, шкурой, гычгыем и уложили головой на северо-восточную сторону. Оленеводы и гости играли в бубны, пели песни, посвященные оленю, принесенному в жертву. Все участники «Мӈэангыт» попробовали праздничную национальную пищу: толкушу, котлеты из оленьего мяса, рыбные салаты, юколу и т.д.
В полночь провели обряд «проводы» жертвенного оленя в мир, где живет владелец и «Хозяин» всех оленей.
ПЛОХОЙ СОН ВИДЕЛА
В нашем архиве имеется материалы, свидетельствующие о бытовании окказиональных обрядов коренных жителей в отдаленных селах Камчатки. Окказиональные обряды коренных малочисленных народов Севера еще не были предметом научного осмысления. Отдельные упоминания встречаем в исследованиях ученых, но описаны они в общем контексте обрядовой культуры малочисленных народов Севера.
В марте 2010 года наша экспедиционная группа прибыла в село Хаилино Олюторского района. В этом населенном пункте нам посчастливилось присутствовать на окказиональном обряде «Коваӈтоӈволаӈ (сокр. коваӈтолаӈ) ев'ъеӈӄо» (Прохождение через кишки). Проводят его в семье. Одному из их родственников приснился сон, что кто-то из домочадцев тяжело заболел. В качестве разрешения указанной кризисной ситуации решено было принести жертву. Отметим, что сны чаще всего бывают причиной проведения обрядов. Болезнь здесь — это кризисная ситуация, которую надо решить. В качестве жертвы выбирают самую лучшую собаку.
Ранним утром, на рассвете, мы пошли за село, на другой берег реки Тылгаваям. Учитывая важность присутствия на данном ритуале всех членов семьи, отсутствующих по важным причинам членов семьи, заменили их обувью, которая символизировала их присутствие на данном обряде.
Он начался с ритуального действия «инэлвэт», «кормление» огня внутренним оленьим жиром, смешанным с заячьим пухом. Олений внутренний жир присутствует во всех блюдах при проведении обрядовых праздников, а также является одним из компонентов в еде, которой «кормят» огонь при совершении каких-либо ритуалов. Заячий пух, как объяснили нам информанты, является тем предметом, который излечивает головную боль, отпугивает злых духов, а как предмет, имеющий такие свойства, как мягкость и невесомость, по мнению коряков, способствует удачной, благополучной жизни. Этим действием все участвующие в обряде, просили у огня успешного разрешения кризисной ситуации.
Затем четверо мужчин привязали собаку и держали ее на веревках за четыре лапы. Убили животное копьем, которое передавалось в семье из поколения в поколение. Вынув внутренности собаки и растянув их в виде кольца, старейшины рода провели присутствующих через это кольцо, включая и отсутствующих внуков (их «замена» обувь) и при выходе из него ударили всех ольховыми ветками. Этими действиями участники очищались от всего негативного, от всех болезней. Ольха для коряков является оберегом – «другом», который защищает их от бед и напастей. Её применяют во всех ритуалах оленные (чавчувены) коряки и некоторые группы береговых (нымыланы) коряков. После окончания всех обрядовых действий, собаку положили на правый бок, мордой на восток, на восход солнца и под голову положили ветки ольхи.
Собака, которая давно приручена человеком — это дорогая жертва. Коряки верят, что принеся в жертву самое лучшее, что у тебя есть, они оберегут свою семью от несчастий. По словам информантов, отдавая собаку Вагиӈын (Верховному божеству — тому, кто дает жизнь и забирает ее), они взамен просят здоровья своему члену семьи и всей семье.
Среди похоронных обрядов коряков, есть комплекс ритуальных действий окказионального характера. Провожая умерших к «верхним» людям, приносят в жертву также лучшего друга — собаку. Коряки считают, что в том, ином мире она будет защищать и оберегать своего хозяина.
Материалы экспедиций позволяют сделать следующие выводы:
В тех местах, где еще сохранилась традиционная хозяйственная деятельность аборигенов, обряды, сформированные еще в древности на основании этой деятельности, до сих пор частично сохраняются и ежегодно воспроизводятся.
Там, где эта традиционная деятельность утрачена частично, или полностью, там бывшие обряды превратились в обрядовые праздники и массовые мероприятия праздничного характера.
Сами коренные жители Камчатки, понимая духовную значимость своей культуры, всячески способствуют сохранению этих обрядов в любой форме их проявлении.
Народное творчество коренных народов Камчатки на современной стадии переживает сложные процессы трансформации. В связи с постепенным уходом языка из бытовой жизни аборигенов Камчатки, уходом старейшин исчезает и традиция бытования фольклорных произведений.
Мы имеем опыт организации конкурсов исполнителей сказок на языках коренных народов Севера. Подобное проводится в целях сохранения языка и культуры народов и может считаться положительным. Однако заметим, что это несколько искусственная ситуация для исполнения. Присутствие многих слушателей, членов жюри конкурса заставляет по-иному представлять структуру сказки, нередко приспосабливаясь к условиям конкурса.
Для сохранения культуры коренных народов Камчатки Правительство Камчатского края включило проведение следующих обрядовых праздников: «День первой рыбы», «Алхалалалай», «Хололо» (Ололо) в перечень краевых мероприятий.
Беляева Мария Евгеньевна, заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия КГБУ «Камчатский центр народного творчества» г. Петропавловск-Камчатский