Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова
626a436fe4f1f.jpg

Шыга-ятыу - башкирский способ ловли рыбы на живца

#ОНКН #Необрядовые_трудовые_практики

Испокон веков население Республики Башкортастан занималось рыболовством. Этому способствовали  и многовековые хозяйственные традиции, и обилие рыбы в местных водоемах. Не случайно в «Книге Большому Чертежу», источнике XVI в., в качестве основной пищи башкир, наряду с мясом и медом, упоминается и рыба. Географ XII в. ал-Идриси, описывая башкирский город Нимджан, который локализуется в районе современного Орска, писал: «В этой же реке (Яик, Урал) водятся разные виды рыб. Там есть такие огромные рыбины, которые не поддаются описанию. Жители города Нимджан ловят ее необычайно легко, применяя нехитрые уловки. Ловят ее довольно много – тем и живут. Большую часть рыбы солят, доставляют ее на свои корабли и плывут к Хазарскому (Каспийскому) морю. Они двигаются по нему вдоль побережья и достигают города Итила (в районе совр. Астрахани) и других городов, где ее продают или распоряжаются ее по своему усмотрению».

Несмотря на мнения некоторых ученых, что у башкир рыба была не в почете, изучение традиционных способов ловли рыбы свидетельствуют об ином. В отдельные исторические периоды у некоторых башкирских родов, рыболовство было одним из основных занятий.

При помощи петли  рыбу ловили многие народы. Известен этот способ и сейчас. Однако у башкир были свои существенные особенности такой ловли.  Этот способ известен под названием шыга-ятыу, что означает «лов рыбы, лежа на льду с помощью петли через прорубь». Но главным при такой ловле было использование щуки-самца, которым приманивали самок во время нереста.

Этот метод ловли наиболее распространен у башкир рода Тамъян. Тамъянцы проживают в основном в зауральской части Башкортостана, в Абзелиловском районе – в краю богатом озерами. До наших дней шыга-ятыу сохранился именно у них, а наиболее полно зафиксирован у башкир-тамьянцев, проживающих у озера Якты-куль (Банное). Озеро считается самым глубоким в Башкортостане и вторым по размеру после Аслыкуля. Площадь водоема – более 7,5 кв.км. Его протяженность превышает 4 км. Ширина наполовину меньше: средняя  – около 2 км. Учитывая, что этот водоем горный, он имеет достаточно большие глубины. Средние варьируются в пределах 10 м, но максимальная достигает практически 30 м. В 1965 году ему был присвоен статус природного памятника. На башкирском языке оно звучит как Якты-Куль (в переводе «Светлое озеро»), а на русском – Банное (используется в обиходе). С этим названием связана легенда о помывке пугачевских повстанцев в озере, после которой русское население начало называть его «Банным». Озеро Якты-Куль пользуется популярностью среди рыбаков, так как здесь водится  много разных видов рыбы: лещ, плотва, окунь и другие. Но особенно желанной добычей была щук, которая особенно почиталась башкирами. По мифологическим представлениям именно на спине щуке лежит земля. Эта рыба неоднократно упоминается и в памятниках народного творчества башкир, в том числе в эпосе «Урал-батыр».

Ловить щук рассматриваемым методом можно преимущественно во время нереста, то есть ранней весной, когда на озерах еще стоит лед. Щук ловят в проруби, которые делают особым способом. Прорубь (мәке) вырубалась в виде конуса, расширяющегося книзу. Это позволяло рыбаку вести наблюдение за рыбами относительно в широком радиусе.

Для шыга-ятыу необходим и особый инвентарь. Прежде всего, шест, предназначенный для того, чтобы водить самца щуки по воде. Этот шест (шыга) был длиной полтора-два метра и имел на конце расщепление с выемками для рыбы-приманки. Закрепив самца щуки в выемке, концы расщепления скреплялись веревкой. Рыба-приманка хотя и имела возможность двигаться, уже не могла освободиться, поскольку вперед ее не пускала бечевка, привязанная одним концом к палке, а другим – к самой рыбе. В то же время она не могла двигаться назад, поскольку ей мешали плавники. Чтобы самец не утащил шест, к верхнему его концу прикреплялась поперечина, лежавшая поверх проруби. У второго шеста на конце была петля (мәскәү).  Наиболее подходящим материалом  для шестов  считались береза или черемуха, отличающиеся от других пород дерева прочностью и гибкостью. Петлю делали из конского волоса. В период нереста щуки держались возле самца. Как только щука подходила к рыбе-приманке, ее захватывали петлей. 

С.И. Руденко так описывал шыга-ятау: «В расщелину на конце длинной жерди в качестве приманки зажималась щука. На конце другой, точно такой же длины жерди привязывалась петля, сшитая из конского волоса. Примерно с 50-х годов башкиры в качестве материала для петли стали применять стальную проволоку. В прорубь весной, во время нереста щук, опускались обе эти жерди. Двигая взад и  вперед жердь с приманкой, подманивали к ней щуку и захватывали последнюю петлей, укрепленной на конце второй палки». Этот способ ловли рыбы хорошо изучил и зафиксировал современный этнограф М.Г. Муллагулов. Он пишет, что раньше рыбаки некоторых башкирских волостей умели ловить рыбу в озерах и омутах, имеющих достаточно большую глубину.

Несложная технология рыболовства делала ловлю рыбы с помощью петли самым популярным занятием в крае, особенно в его горной части. «Рыбною ловлею занимаются не только мужчины, - подчеркивал Д. П. Никольский, - но и женщины».

Ловля рыбы при помощи петли  относится к архаичным способам ловли. Считается, что представления о шыга-ятау нашли отражения в башкирском эпосе «Урал-батыр», где первые люди: «Держали как равных при себе / Льва для езды верховой / Щуку, чтобы рыбу ловить, / Сокола, чтобы на птиц выпускать».

В эпосе и о том, как Шульген, брат Урал-батыра изготовил волосяную петлю  мэскэу (мәскәү) для ловли рыбы:

Остановился Шульген и потом
Вырвал волос у льва рывком,
Сплел петлю тугую, и вот
Он в тальник прибрежный идет,
Чтоб удилище срезать себе.

Современные способы ловли рыбы, технические возможности новых орудий ловли, запрет на ловлю в нерестовый период поставили крест на архаичных способах ловли рыбы. Но еще остались люди, которые могут показать шыга-ятыу.

Паспорт объекта и справочная информация

1. Наименование объекта:  Шыга-ятыу – башкирский способ ловли рыбы на живца (Абзелиловский район Республика Башкортастан)

2. Краткое описание Ловля рыбы при помощи петли – шыга-ятау – относится к архаичным способам ловли. Ловить щук данным методом можно преимущественно во время нереста, то есть ранней весной, когда на озерах еще стоит лед. Для шыга-ятыу необходим и особый инвентарь: шест (шыга) длиной полтора-два метра с расщеплением на конце, в которое закрепляется  самец щуки. У второго шеста на конце была петля (мәскәү), которой захватывали подплывшую к самцу щуку-самку.

3. ОНКН Категория: Необрядовые трудовые практики

4. Этническая принадлежность:  башкиры

5. Конфессиональная принадлежность:  ислам суннитского толка

6. Язык: башкирский

7. География, место бытования:  Абзелиловский район Республика Башкортастан

Служебная информация

1. Автор описания: Султанмуратов Ильгиз Замфирович, кандидат социологических наук, ведущий методист ГБУК Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан. Е-mail: ilgizsultanmurat@gmail.com. Описание предоставлено  Республиканским центром народного творчества Республики Башкортастан (отдел по работе с объектами нематериального культурного наследия).

2. История выявления и фиксации объекта: Одним из первых зафиксировал данный способ ловли рыбы этнограф  С.И. Руденко в 1905-1908 гг., который он позже описал в книге  1955 г. «Башкиры. Историко-этнографические очерки». Подробное описание сделал этнограф Муллагулов М.Г. в ходе экспедиций во второй пол. XX в.

3. Библиография
Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.
Муллагулов М.Г. Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации/ Уфа: Китап, 2014. – 176 с.: ил.
Никольский Д. П. Башкиры. Этнологическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 97
Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – М.: Наука, 2016. – 662 с. – (Народы и культуры). С. 171
История башкирских родов. Тамъян. Том 32 / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов, И.З. Султанмуратов, Р.Р. Шайхеев, Р.Р. Асылгужин, В.Г. Волков, А.А. Каримов, А.М. Зайнуллин. – Уфа: НОЦ «История башкирского народа» ИИГУ БашГУ; Китап, 2018. – 728 с.: илл.

4. Дискография

5. Фильмография: Использован фильм  Рияза Исхакова «В поисках Акбузата»  2 серия.  2006 год. Студия «Р.И. Продакшн» (http://riproduction.ru/)
https://www.youtube.com/watch?v=hh-bmD912Ck

I. Фото

1. Волосяная петля. Иллюстрация из книги С.И. Руденко Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.

2. Приспособление для ловли щуки с помощью живой приманки: шест с зафиксированной в нем щукой и шест с петлей. Иллюстрация из книги Муллагулов М.Г. Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации/ Уфа: Китап, 2014.

II. Видео

Шыга-ятыу. Фрагмент фильма Рияза Исхакова «В поисках Акбузата»  // http://riproduction.ru