Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова

С 29 апреля по 3 мая 2018 года состоялась XIII-я Международная выставка-ярмарка «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2018»

7 Мая 2018

С 29 апреля по 3 мая 2018 года в Центральном павильоне конгрессно-выставочного центра и на прилегающих к нему территориях Парка культуры и отдыха г. Москвы «Сокольники» состоялась XIII-я Международная выставка-ярмарка «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2018».

Официальными организаторами выставки-ярмарки являются Компания «Абориген Экспо Тур», Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова, Союз Художников России, при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Комитета Государственной Думы по делам национальностей, Министерства культуры Российской Федерации; Федерального агентства по делам национальностей.

В полной мере были представлены следующие тематические разделы:
- Национальные художественные промыслы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- Авторские работы мастеров и художников России;
- Дизайнерская одежда, головные уборы;
- Сувениры, подарки;
- Экологически чистые продукты питания;
- Этнографический туризм.

На торжественной церемонии открытия от имени директора Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Т.В. Пуртовой всех организаторов и участников мероприятия приветствовала заведующая отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Ю.Б. Иванова.

Культурная программа состояла из Фестиваля национальных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Кочевье Севера», Конкурса этнического костюма народов Севера «Полярный стиль», многочисленных мастер-классов.

Профессиональное и бесстрастное жюри, в состав которого входили и кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры, член Союза художников России Ю.Б. Иванова, и заведующий отделом национальных культур Центра культуры народов России ГРДНТ им. В.Д. Поленова, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации С.И. Кулибаба, с полной ответственностью оценивало конкурсную программу по номинациям «Лучшая экспозиция», «Лучшее изделие художественных промыслов», «Лучшее произведение народного национального творчества» и др.

В рамках международной выставки при плодотворном взаимодействии Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Центра культуры народов России Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова 30 апреля состоялся круглый стол: «Визуальные коды национальной самоидентификации в современном обществе».

От Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации всех собравшихся приветствовала Первый вице-президент Ассоциации Н.Г. Вейсалова, от имени руководителя Центра культуры народов России Государственного Российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова М.В. Русановой с приветствием также обратился модератор круглого стола С.И. Кулибаба.

Визуальные коды национальной самоидентификации представляют определённый язык передачи ценностных содержательных национальных смыслов в самой доступной форме, это своеобразные сигнальные маркеры узнаваемости. От личности – этнического сообщества – народа, предъявляющих миру тот или иной визуальный код, от качества, органичности или ограниченности его трансляции и качества его прочтения серьёзно зависят позитивные или негативные последствия национальной самоидентификации и выстраивания единого поликультурного пространства.

В своём докладе «К вопросу о визуальных кодах национальной самоидентификации в современном обществе (на материалах выставки «Сокровища Севера»)» Ю.Б. Иванованапомнила, что в результате развития глобальных процессов современный человек находится на перекрестке различных мировоззрений, эпох и цивилизаций, и в соответствии с этим все большую актуальность приобретает проблема соотношения общезначимых, универсальных ценностей и принятых культурно-традиционных устоев самоидентичности.

У каждого человека в процессе социализации складывается определенное представление о собственной личности: своей родословной; принадлежности к той или иной стране, социальной, политической и этнической группе; о своем положении в обществе, своих качествах, возможностях и перспективах. Иными словами, каждый человек отождествляет (идентифицирует) себя с определенными общностями, статусами, институтами, ролями и тем самым формирует в своем сознании картину собственного Я.

Подобное происходит с целыми народами, с национальными (национально-государственными) общностями, в процессе их становления, развития, трансформации у них формируется представление о своей национальной идентичности, складываются определенные представления о своем происхождении, месте и роли в мировом сообществе, своих достоинствах, своем историческом «предназначении» и т.п.

Все участники круглого стола единодушно поддержали идеи о том, что этнокультура сегодня в системе национальной культуры, безусловно, занимает выдающееся место, ибо процесс национального возрождения и идентификации своей родословной обусловливает обращение людей к истокам своей культуры, осознание существования «архетипов и кодов» ее факторов.

Национальная культура является национальным макромиром, где этнокультура выполняет роль идентификатора, механизма сохранения этнических признаков, несмотря на современные социально-политические, этнокультурные процессы, потому что она существует не вне людей, а в людях, в их способности восприятия мира и понимания своего места в мироздании.

Современный художник, народный мастер, развивающий традиционное ремесло, является хранителем традиционных и творцом востребованных обновленных декоративно-прикладных форм визуального кодирования, сочетая в своих творениях в должной мере временные закономерности национальной самоидентификации и перманентной интегрированной глобальной идентичности. Перекодировка затрагивает все стороны человеческого бытования, по сути, речь идет об определенном переформатировании окружающей среды, общественных связок, самого человека. Всё это наглядно представлено на выставке «Сокровища Севера -2018».

В рамках круглого стола были представлены примеры визуального кодирования в печатных изданиях, фотографии, видео-творчестве, в частности: фильмы «Алхалалалай - наш праздник!» (режиссеры М. Беляева, Г. Кравченко, «Камчатский центр народного творчества», г. Петропавловск-Камчатский), «Это ты, это я, это Родина моя» (авторы А. и С. Мышкины, В. и Н. Юговы, г. Глазов, Удмуртская Республика), «Королева снеговиков» (режиссер К. Бобров, «Кожевниковская ДШИ», с. Кожевниково, Томская обл.), презентации Конкурса национального костюма «Легенды губернии» (Астрахань - 2017) и Всероссийского конкурса фототворчества Центра культуры народов России «Праздники народов России: национальный колорит- 2017», подготовленные сотрудниками Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова - заведующей отделом видеотворчества Н.А. Голевой, специалистом по фотоискусству Д.Н. Ивановым, специалистами отдела информации Т.М. Устиновой и Н.П. Сорокиной.

Яркий, содержательный и интересный материал представил руководитель Центра рисованных историй и изображений Российской государственной библиотеки для молодёжи А.И. Кунин в докладе «Возможности использования языка рисованных историй в стимулировании интереса к традиционной культуре народов России». Рисованные истории и комиксы являются весьма подходящим и современным инструментом визуализации национальной самоидентификации.

Фото Ю. Ивановой и Н. Сорокиной