Нематериальное культурное наследие: сезонные обряды шорского народа «Шачыг» и «Кочо-кан».
8 июня на онлайн-площадке Центра культуры народов России состоялась лекция в рамках проекта «Наследие этномиров» (#Этнонаследие). Экспертом выступила кандидат культурологии, доцент кафедры музейного дела ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», член Общероссийского совета лидеров молодёжных этноинициатив ЦКНР ГРДНТ им. В.Д. Поленова Абрамова Полина Валерьевна/
К вебинару подключились более 50-ти участников из республик Алтай, Тыва, Башкортостан, Марий Эл, Коми, Ингушетия, Астраханской, Рязанской области и других регионов России.
Полина Валерьевна рассказала о традиционных жилищах шорского народа, элементах традиционных и стилизованных костюмов, женских украшениях, предметах быта, а также сезонных обрядах шорского народа «Шачыг» и «Кочо-кан».
Шорцы – представители коренного малочисленного тюркоязычного народа Кузбасса (Кемеровская область). Компактно проживают на юге области – в Горной Шории, а также в Хакассии и Горном Алтае. Основными хозяйственными занятиями шорцев являлись охота и собирательство. Особенностями хозяйственной деятельности обусловлена, в том числе, традиционная обрядность. Значительное место по этнографическим данным в духовной жизни шорского народа продолжают занимать архаичные культы огня, воды, в особенности, культ гор.
Религиозные верования шорцев можно охарактеризовать как религиозный синкретизм. К духам-хозяевам гор обращаются по разным случаям жизни, призывая их в молитвах наряду с другими духами.
В исследованиях Полины Абрамовой, весенний обряд «Шачыг» совершался во время ледохода и был направлен именно на почитание пробуждающихся духов гор и рек. Обрядовые действия включали приготовление жертвенного ячменного напитка, повязывание гирлянды на ритуальную березу, моление духам, гадание на чаше. Этот обряд зафиксирован в трудах В. Вербицкого, В. Радлова, Н. Дыренковой и К. Евреинова.
По поводу семантики и символики осеннего обряда «кочо-кан», - он проводился перед началом охотничьего промысла, после уборки ячменя и кедрового ореха и имел продуцирующее значение. Обрядовые акты включали приготовление жертвенного напитка, как и в весеннем обряде, хождение обрядового персонажа Кочо по дворам, моление духам, игры «тамыр», «казан тертеги». «Коча кан» - дух, обитающий на пути к светлому, лучезарному «ульгеню», изображался на шаманском бубне. Осенний обряд отражается в исследованиях В. Вербицкого, Л. Потапова, Н. Дыренковой и Ф. Сатлаева.
К сожалению, обряды в первозданном сакральном смысле безвозвратно утеряны, сотрудники учреждений культуры проводят ознакомительные интерактивные действа по репрезентации шорской культуры в больших городах и малых музейных пространствах.
Подробно о том, как проходили шорские обряды читайте в статье Полины Абрамовой. В настоящее время продолжаются традиционные исследования в области языка и фольклора шорского народа.