Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова

Этнокультурное достояние России: Лазарь Гадаев. Культурный диалог в цикле мероприятий «Многонациональная семья России»

2 Февраля 2024

2 февраля в рамках Года семьи в Российской Федерации в музее-мастерской советского - российского скульптора Лазаря Гадаева состоялась первая дискуссионная встреча «Этнокультурное достояние России: Лазарь Гадаев» в Цикле мероприятий «Многонациональная семья России» молодёжного этноклуба Общероссийского совета лидеров молодёжных этноинициатив Центра культуры народов России ГРДНТ им. В.Д. Поленова с участием сотрудников сектора методологии междисциплинарных исследований человека, сектора философии культуры Института философии РАН. Экскурсию по музею провёл сын художника Константин Гадаев, в дискуссии принял участие заведующий отделом национальных культур ЦКНР Сергей Кулибаба.

Что ты без устали копаешь камень,

Что ищешь в нём?

Боль своего сердца

Хочу вложить в него.

Лазарь Гадаев

Руководитель сектора философии культуры Института философии РАН, член-корреспондент РАН Надежда Касавина предложила доминантные акценты дискуссии о подлинности и подобии художественного образа, а также о культурной памяти народов, отображённой в творчестве художников и других деятелей культуры и искусства.

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, член семьи скульптора Ася Сыродеева дополнила круг обсуждаемых вопросов темой интеграции через многообразие, сославшись на цитаты М.Л. Гаспарова о широком определении культуры, - «…это все, что люди делают, говорят и думают»[1], «все, что есть в обществе»[2]. Более развернуто данный тезис звучит следующим образом: «Это пища, одежда, жилище, хозяйство, семья, воспитание, образ жизни, нормы поведения, общественные порядки, убеждения, знания, вкусы. Зачем существует культура? Чтобы человек на земле выжил как вид…»[3]

Скульптор-творец делится смыслами, чувствами, образами, которые поддерживали его в жизни, возвышая локальные, порой бытовые художественные образы, до общечеловеческих, вселенских, преодолевающих этнокультурные, пространственные и временные границы.

Современный интерактивный формат профессионального информационно-методического взаимодействия специалистов учреждений культуры, образования федерального, регионального и муниципального уровней всех форм собственности и ведомственной принадлежности должен быть направлен на формирование актуальной духовно-культурной микросреды местных сообществ, на укрепление важнейших духовно-ценностных ориентиров патриотизма и социального единения, на воспитание эстетических вкусов подрастающих поколений на основе освоения различных жанров и видов национальных культур, представителем которых и является осетин Лазарь Гадаев.

Желающим более подробно ознакомиться с судьбой художника было предложено обратиться к статье «В мастерской отца» Константина Гадаева (Журнал «Дары. Альманах современной христианской культуры», 2016, - С. 106-123).

Н.А. Касавина ориентировала участников дискуссии на ознакомление с материалами Журнала «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики» (праксема - знак, репрезентирующий и продуцирующий определенные прагматические установки, нормы и эффекты) - научное периодическое издание, предназначенное для обсуждения теоретических и практических проблем современной визуальной семиотики, в сферу интереса которой входят вопросы изучения визуальных аспектов организации и функционирования культуры как коммуникативной среды (https://praxema.tspu.edu.ru/index.php).

С.И. Кулибаба пригласил всех на следующие встречи цикла: 9 февраля на Круглый стол «Традиции празднования Лунного Нового года в культуре тюрко-монгольских народов России» и творческую встречу в молодёжном этноклубе «Межэтнические основы календарного праздничного цикла», а также 21 февраля на Национальные чтения «О сколько в этом слове...» к Международному дню родного языка и Дню защитника отечества, которые состоятся в оффлайн\онлайн формате и предполагают продолжение дискуссии об универсальности образного языка различных направлений искусства и художественного творчества.

Фото Игорь Михайлов и Маргарита Пилюгина.

[1] Гаспаров М.Л. Филология как нравственность. М.: Фортуна ЭЛ, 2012. С. 125.

[2] Там же. С. 77.

[3] Там. же. С. 18.