Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова

Символика и семантика традиционных женских украшений народов Кавказа

15 Июня 2021

Исторические исследования №4 (2016) Лусинэ Гущян, Айшат Магомедова, Зоя Махмудова

Обращение к российским музейным коллекциям даёт возможность познакомить читателей с весьма любопытными образцами памятников материальной культуры народов Кавказа. В данном случае речь идёт о фондах Российского этнографического музея и Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой. Большая часть выявленных экспонатов датирована началом XX века.

Деталь нагрудника карачаевского традиционного женского платья из коллекции РЭМ, привезённая известным востоковедом, хранителем Этнографического отдела Русского музея Константином Александровичем Иностранцевым (1876-1941) в 1906 году. Предмет представляет собой ткань прямоугольной формы с галунной тесьмой по краям. Ткань на кожаной подкладке, на изнанке нашиты три металлических крючка-застёжки. Особый интерес представляют четыре серебряных украшения, нашитые на нагрудник. Декоративные застёжки выполнены в виде двуглавых орлов с раскрытыми клювами, на головах которых находятся стилизованные короны-трилистники. Большая корона венчает композицию. Крылья геральдической птицы расправлены и подняты вверх, в лапах изображены стилизованные скипетр и держава. Фигуры исполнены в технике литья, орнаментированы гравировкой и чернением.

Нагрудник как элемент традиционного праздничного женского костюма в конце XIX — начале XX веков имел широкое бытование у всех народов Северного Кавказа. Его надевали под распашное приталенное платье и украшали металлическими (чаще всего серебряными) декоративными застёжками (4). Этот элемент декора костюма отличался от пуговиц. Застёжки выполняли в большей степени декоративную функцию.

В конце XIX века форма застёжек в значительной степени диктовалась модой. В Дагестане (у кумыков), в Чечне, в Ингушетии, судя по материалам частных и музейных коллекций, в конце XIX — начале XX столетия наиболее популярными были комплекты, состоящие из 4-6 пар ажурных застёжек, в очертаниях которых отчетливо прослеживаются зооморфные и, особенно, орнитоморфные мотивы. В Кабарде и Осетии число застёжек иногда доходило до 17-19 пар, но они имели форму прямых пластинок.

Подобные застёжки бытовали и у карачаево-балкарских женщин, при этом комплект дополнялся так называемой «шейной» крупной застёжкой фигурной формы, которую закрепляли у ворота. Она имела вид двух птиц с головами, повёрнутыми назад. Иногда птицы были настолько стилизованы, что напоминали растительный мотив (5). Фигура птицы — своеобразный символ женского пространства — весьма характерный изобразительный мотив, часто встречающийся на Кавказе в ювелирном искусстве, в золотошвейном орнаменте, в резной деревянной утвари.

Возможно, это пример трансформации традиционного образа в сообществе, адаптации архаичного символа к новым социокультурным условиям. То, что эти декоративные детали оказались на элементе традиционного костюма, говорит о том, что орлы, напоминавшие имперский герб, выглядели вполне уместно и не вызывали отторжения у наблюдателей, являясь не столько инновацией, сколько модификацией широко распространенных в данной культуре орнитоморфных изображений.

Использование геральдического орла в женских украшениях не противоречило традиции, а это очень важно, поскольку в первую очередь заимствуются и легче приживаются те новации, которые имеют аналогии в традиционной культуре. Вероятно, поэтому образ орла относительно легко был включён в круг сюжетов декоративно-прикладного искусства.
ДМИИ имени П. С. Гамзатовой располагает несколькими экземплярами традиционных миниатюрных женских сумочек — «бохча», — предназначавшимися для хранения различных мелочей (ниток, иголок, разменной монеты). Такие сумочки являлись обязательной и весьма престижной частью свадебного дарообмена, поэтому для их изготовления использовали дорогие шёлковые ткани, их украшали бисером, басонными изделиями, золотной вышивкой. На экземплярах, датированных 1908 и 1917 годами, вышит имперский орёл. Изображение стилизовано, но всё же легко «читается»; держава и скипетр переданы весьма условно, а роль корон, венчающих головы орла, выполняет элемент традиционного орнамента — трилистник.

Заметим, что мотив срощенных птичьих голов, смотрящих в разные стороны, очень характерен для искусства народов горного Дагестана и встречается во многих техниках, но особенно — в произведениях ювелиров и вышивальщиц. Именно птица, по замечанию Е. М. Шиллинга, являлась одним из самых излюбленных мотивов в дагестанской вышивке.

В дагестанской традиции символ орла встречается и в других украшениях женского костюма. Речь идёт об использовании монет (серебряных) для декорирования как повседневных, так и особенно праздничных платьев и всевозможных сопровождающих их дополнений. Некоторые варианты украшений имели узколокальное распространение и были характерны для отдельных этнических групп и даже отдельных селений. Так, например, у арчинцев вплоть до 1940-х годов существовал обычай украшать левую сторону традиционного головного убора — чухты (7) — монетами. Шиллинг писал: «На одной из осмотренных нами чухт в ауле Арчиб слева было нашито 50 монет (разного достоинства — от гривенника до рубля) в 3-4-5 рядов, справа всего 15 монет в два ряда; левая сторона имела поверх монет двенадцатисантиметровую навеску из цепочек, заканчивающуюся бляхами с зернью и гравировкой» (8).

Исследователями описаны «денежные безрукавки» у годоберинок, андиек и аварок Гумбета, фартуки, сплошь покрытые нашитыми серебряными монетами у табасаранок (9). Но существовали и другие украшения, которые имели самое широкое бытование. Например, пояса с центральной массивной серебряной пряжкой, украшенной гравировкой, чернением, цветными камнями, кожаная поясная часть которых была усеяна серебряными монетами. При этом в подавляющем большинстве случаев монеты нашивались таким образом, чтобы был виден аверс с изображением орла. И это вполне логично, поскольку в противном случае узор, образуемый монетам разного достоинства, выглядел бы не так монолитно и красиво.

Проблема интерпретации разнообразных женских украшений, целиком состоящих из монет или же комбинированных, где монеты играли роль некоего дополнения, до сих пор остается актуальной. Неясен вопрос о времени появления и истоках этой традиции. Вероятно, монеты были средством накопления и (в случае, если они были нашиты на костюм) демонстрации богатства. Кроме того, серебряные монеты служили сырьём для изготовления ювелирных украшений.