Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова
626a436fe4f1f.jpg

Луна в традиционном мировоззрении хакасов

27 Мая 2020

В.А. Бурнаков, Д.Ц. Цыденова
«Луна в традиционном мировоззрении хакасов»

В традиционном мироощущении хакасов образы солнца и луны выступали важнейшими единицами измерения пространства. Расстояние определялось числом дней (кÿн) и месяцев (ай) необходимых для его преодоления.

У хакасов месяц (ай) насчитывал 30 суток и делился на две фазы по 15 дней̆:
«ай наазы» — «новая луна»,
«ай иргiзi» — «старая луна».

Так называемые «дни Гекаты» — два первых и два последних дня лунного месяца в народе назывались «туйух наазы» — «закрытое новолуние» или «ай аразы» – «букв. междулуние». Считалось, что в это время новорожденный месяц виден только собаке «через игольное ушко».

Третьи лунные сутки хакасы образно называли «лук с тетивой» (ухча-кiрiс).

Меняющиеся фазы луны в мифологическом мышлении соотносились с бинарной оппозицией: «хорошее / плохое», «светлое / темное», «удачное / неудачное» и тд. При этом одни циклы луны считаются благоприятными для человека и всей его деятельности, другие же – наоборот. В этой связи Н.С. Щукин, изучая мировоззрение хакасов и других тюрко-монгольских народов в XIX в., совершенно точно подметил характерную особенность их представлений о луне и ее влиянии на жизнь и судьбы людей. Ей «приписывали власть над успехами и неудачами в начинаниях человеческих». Люди соотносили с лунным циклом обрядовые, хозяйственные и иные мероприятия.

Жизненно важные дела, как правило, планировали на период «роста» месяца — от новолуния (ай наазы) до полнолуния (ай толызы). В это время совершались ритуалы, имеющие первостепенное значение для жизни людей. Эти обрядовые действия были направлены на плодородие, обновление, обретение здоровья, счастья, богатства, успеха и др. Среди таковых были ритуалы детского цикла (имянаречение, стрижка волос, разрезание «пут» и др.), строительные (закладка основания нового жилища), свадебные и др.

В новолуние проводились основные общественно значимые религиозные обряды — «тайығ», направленные на испрашивание у божеств плодородия, счастья, здоровья, удачи, стабильности и т. д. Такими коллективными ритуалами у хакасов были: тигiр тайығ – «небесные жертвоприношения», тағ тайығ – «жертвоприношение духу родовой горы», суғ тайығ – «жертвоприношение духу воды», иней тас тайығ – «жертвоприношение каменному изваянию» и др. Алғысчылы (уважаемый мужчина, старейшина, эрудированный в вопросах духовной культуры народа, проводивший обряд небесного жертвоприношения − тигiр тайығ) и шаманы в это время усиленно молились высшим силам о ниспослании сородичам всевозможных благ.

По хакасской традиции, увидев новую луну, люди троекратно кланялись ей. Считалось, что на четырнадцатый день новолуния наступало «белое пятно» (ах толы), считавшееся самым благоприятным временем месяца. Когда луна превращалась в серп, напоминающий чашу, нужно было всю имеющуюся в доме посуду поставить на дно и открыть: месяц «наполнял» ее «счастьем». На полную луну, как считалось, нужно было позвенеть монетами в кармане или руке, чтобы водились деньги. Кроме того, верили, что в новолуние отдельным людям предоставляется уникальная возможность внезапно обрести счастье, разбогатеть и пр.

В лунном месяце существовал естественный̆ качественный рубеж: полнолуние, приходящееся на пятнадцатый день. Именно это время считалось «отмеченным», особым. Этот день у хакасов назывался «хызыл толы» – «день красного полнолуния». Считалось, что в это время темные силы обрезают месяцу горло. И он, обагренный кровью, медленно, в течение пятнадцати дней умирает. По традиции в этот день требовалось забить овцу или, в крайнем случае, курицу. Период от полнолуния до «старой» (ущербной) луны — ай иргiзi, считался неблагоприятным временем. При убывающей луне никогда не начинали новых дел, не устраивали праздников, не отправлялись в дальний путь. В это время обычно совершалась поминальная обрядность.

В народе бытует устоявшееся мнение о периоде «стареющей» луны, как о временном промежутке, когда человек становится наиболее уязвимым. Полагали, что в эту пору активизируются злые силы, оказывающие негативное воздействие на все живое. Затмение луны (хак. ай öлгенi) воспринималось, как ее смерть. Это природное явление считалось самым большим бедствием. Полагали, что небесный порядок нарушался вторжением темной силы, приносящей смерть и разрушение.