Министерство культуры Российской Федерации
Центр культуры народов России
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова

«Jылгаяк – новогодний праздник северных алтайцев»

3 Апреля 2018

Пустогачева Светлана Чемоковна
этнограф, руководитель РОО «Челканцы»

Система отсчета времени возникла уже в эпоху каменного века и человечество пользуется календарем 30-40 тысяч лет. В основе всех календарей лежит труд человека и изменения его деятельности по временам года. Смена времени года – не слишком надежная точка отсчета. И уже далекие наши предки обратили свои взоры на небесные светила – Солнце и Луну как самые точные и надежные ориентиры во времени и пространстве.

Календарь северных алтайцев (челканцев) построен по движению солнца. Jылгаяк – Новый год начинается со дня весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночи, когда начинает преобладать светлое начало. Пробуждение природы, начало рождения и расцвета всего живого, приход весны с радостью и надеждами.

Перед праздником Jылгаяк молодые парни обходят каждый дом, аил, jурт по вечерам. Зайдя в дом, молодежь объявляла, что пришли они «Сала будап». Хозяева их радушно встречают, выставляя на стол разные угощения, доставая из закромов всё, что есть. Этот обычай я хорошо помню с детства. С приходом гостей в доме начиналась суета – доставались запасы из погребов, из сеней что-то приносили, накрывали стол, и начинался настоящий праздник. Создавалась атмосфера легкости, много шутили, смеялись иногда казалось – преувеличенно громко и нарочито.

Значение этого обычая огромно. Дословно «Сала будап» переводится как «разгребать сучья» открывая дорогу Новому приходящему году. Смысл обычая в том, что дорогу Jылгаяк расчищают именно молодые парни, те, за которыми будущее. Им ещё предстоит стать хозяевами жизни, создать семью, стать отцами, вырастить детей, показывать пример уважения старшего поколения и стремиться сохранить традиции своего народа. Молодость как символ надежды, ожидания счастливой и благополучной жизни в приходящем Новом году приносит с собой в семью, в дом это посещение. Вот почему выставляется на стол всё самое лучшее, вкусное, всего должно быть в изобилии. Атмосфера веселья, радости, создавалась для того, чтобы прожить наступающий год легко, счастливо, без горя и несчастий, и чтоб все желания исполнились.

«Сала будап» совершался за 2-3 дня до Jылгаяк, и молодёжь за эти дни обходила все семьи в деревне, расчищая дорогу счастливому благополучному Новому году для всех. Прекрасный добрый обычай с глубоким смыслом. Нужно отметить, что в преддверии Нового года подобные обряды совершались у многих народов. Например, сохранившиеся у русского народа языческие Колядки по своей глубинной сути совершенно идентичные обычаю «Сала будап». Та же молодежь с плясками, шутками, песнями, благопожеланиями.

Праздник Нового года Jылгаяк у северных алтайцев (челканцев) связан с пробуждением животворящих сил Природы. Человек и Природа тесно связаны, и поэтому Jылгаяк – общий праздник. Каждая семья старалась встретить его изобильно, радостно, доброжелательно. Большая часть обрядов посвящалась пробуждающимся силам природы, с испрашиванием у неё благополучия, удачи, плодородия земли и скота. Застолье обязательно должно включать мучные, молочные, мясные блюда. С чем и с кем встретишь, с тем и будешь целый год.

Первый месяц у Нового года носит название «кöрук ай» - месяц бурундука. Бурундук первым в апреле выходит из норы после зимней спячки и ведет самый активный образ жизни. Дети начинают на них охоту. Хорошая добавка к весеннему рационному питанию, да и за шкурки можно было деньги выручить. Поэтому не случайно первый месяц года носит имя бурундука, свидетельствуя о тонком наблюдении за жизнью природы и умением использовать её дары в своей экономике.

Как уже отмечалось выше, в основе всех календарей лежит трудовая деятельность, календарь северных алтайцев (челканцев) прекрасно это демонстрирует. С древних времен на северном Алтае было известно земледелие. Бронзовый серп, редчайшая археологическая находка, относящаяся к XII-VIII векам до новой эры, был найден на берегу Телецкого озера.

Май – «кра ай, тары ай» - месяц обработки и посева пашни.

Июнь – «одо ай» - месяц прополки.

Июль – «титу тяйлю» - благоуханный месяц. В природе все цветет и благоухает, зреет.

Август – «пчан ай, орок ай» - месяц заготовки сена. Скотоводство у нас носит домашний характер. Глубокоснежные зимы требуют заготовки большого количества сена.

Сентябрь – «улу ай» - великий месяц. В первую очередь это время осеннего солнцестояния. Вся природа готовится к зиме: улетают птицы, готовятся к спячке и совершают миграции животные, вянет листва, опадают листья деревьев. Активные качественные изменения идут в природе в этом месяце. Да и человек не отстает от природы. Утепляет жилье, готовит запасы продуктов, одежды и т.п. Очень точное название месяца – поистине Великий.

Октябрь – «урюн ай» - время обмола зерна.

Ноябрь – «кичи кырлач ай» - время укорачивания дня.

Декабрь – «улу кырлач ай» - время самых коротких дней.

Январь – «куртуяк ай» - месяц седой старухи. В мировоззрении тюрков зима – это старость, год движется к концу.

Февраль – «торгонок ай» - удлинение дня; солнце поднимается на горизонте в рост человека на коне.

Март – «ажиг ай» - месяц перевала. Конец года.

Как видим, календарь северных алтайцев (челканцев) очень содержательный. В нем гармонично отразились мировоззрение, трудовая деятельность и жизнь окружающей Природы.

Естественно, столь древний народ результате контактов, взаимодействий с другими культурами и народами многое утратил, забыл, потерял из собственной культуры. С другой стороны, приобрел новые знания, сведения приобщился к европейской культуре. И тому пример- тот же календарь. Наше поколение пользуется римским календарем Юлия Цезаря, и он нам удобен. Но чтобы не потерять своей исторической памяти, нужно знать и свой календарь как достояние культуры и истории своего народа.

Пусть наступающая весна, наш Jылгаяк и мусульманский праздник Наурыз принесут всем людям больше радости, надежды и добра!